Меню сайта
Здравствуйте, Гость! Регистрация
Наш опрос
Оцените наши работы
Всего ответов: 90
Кружок и мы





Наши работы






Детское объединение Мастерская "Работа с соломкой" © 2008 - 2024
Главная » Статьи » Методическая кухня

Развитие творческого потенциала
   В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространенных растительных материалов.
   В 1987 году была создана студия прикладного творчества «Работа с соломкой», где ребята постигают азы мастерства и продолжают традиции народного искусства.
   У народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства, как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, наивности, сильно выраженная условность. Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют.
   Создание студии продиктовало необходимость разработки собственной программы «Добрым людям на загляденье» (аппликация, инкрустация, плетение из соломки).
   Программа имеет конкретную цель - развитие и самореализация индивидуальных творческих способностей каждого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
   Для осуществления этой цели курс работы с соломкой решает следующие задачи:
•  обучение умению выполнять различные виды декоративной работы с соломкой: аппликацию, инкрустацию, плетение;
•  развитие познавательных процессов, формирование творческих способностей;
• осуществление специальных задач по диагностике и развитию творческого потенциала ребенка путем тестирования и выполнения творческих заданий;
•  воспитание дружеских взаимоотношений посредствам коллективного творческого дела;
•  знакомство с народными традициями, художественными ремеслами
   Программа рассчитана на трех годичное обучение. Содержание ее имеет вариативность и дифференцированный подход.
   Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка в кружке  проходит через ряд ступеней: диагностику, обучение, воспитание и другие факторы, усиливающие эти процессы. В оптимальных условиях для творческой деятельности здесь каждый желающий может испытать свои силы. Главное - понять ребенка, увидеть в нем личность, помочь развить его творческие способности.
   Важно создать ситуацию успеха, атмосферу увлеченности, совместного творчества взросло и ребенка, что способствует развитию познавательной активности, волевых качеств, внутренней мотивации, творческой индивидуальности.
   Выявить индивидуальные способности ребенка, определить уровень его знаний и умений, помогает система специальных тестов и заданий: на воображение, ассоциативное мышление, пространственную ориентацию, глазомер, образную и зрительную память. Опираясь на методики Асеева В.Т., Матвеевой Л.Г., Рогова Е.И, Айзенка Г.Д, Волкова И.П., разработала методическое пособие «Диагностика в практике педагога дополнительного образования».
   В диагностику учебных возможностей включено: отношение к обучению, познавательная активность, интеллектуальное развитие, развитие навыков учебного труда, развитие волевых качеств. Отслеживая уровень развития личностных качеств, решаю нравственные проблемы. Исследование мотивов творческой деятельности помогает воспитывать способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. Использую тесты - альтернативы, системные тесты, листы самоконтроля, анкетирование, творческие задания. В проведении диагностики помогает     «Индивидуальный творческий маршрут» ребенка. В педагогическом дневнике отмечаю учебную и общественную деятельность кружковцев, взаимоотношения со сверстниками, особенности личного развития, успехи и основные направления работы с каждым учеником.
   Обучая детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, учитываю возможности каждого ребенка. Для этого использую следующие формы работы: групповые, индивидуальные занятия, объединение детей в микрогруппы, самостоятельную работу. Провожу занятия различного типа: уроки - соревнования «Дело мастера боится», уроки конкурсы «Я не волшебник, я только учусь», урок - игру «Если только постараться», урок фантазирования «И волшебство, и вдохновение», урок «Волшебный конверт», урок зачёт.
   Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. Очень важно, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от полученных знаний.
   Творчество в свою очередь активизирует детей. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, умения, навыки. Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и системность обучения.
   Активизирует развитие творческого потенциала ребенка и методическое оснащение кабинета: дидактические карточки с индивидуальными и групповыми заданиями; тесты на самопознание, саморазвитие; творческие задания; наглядный и раздаточный материал; книги, буклеты, фотографии, изделия народного творчества.
   Оборудование и оснащение кабинета позволяет максимально использовать рабочие места и продуктивно трудиться на протяжении всего занятия. Наличие фото-летописи кружка «Дела давно минувших дней», «Мы», «Кружок и мы», «Десять лет спустя», видеокассет с записью праздников, конкурсов, выставок, буклеты «Добрым людям на загляденье», каталога выставочного фонда кружка вовлекают ребят в творческий процесс, создают эффективную образовательно-воспитательную среду.
   Следующая ступень развития творческого потенциала и самая главная для меня - воспитание детского коллектива и каждого ребенка. Воспитательная деятельность строится на традициях коллектива с учетом творческой инициативы, самостоятельности, интересов и возможностей учащихся. Дети знакомятся с правами и обязанностями кружковцев, узнают традиции коллектива и пишут его летопись. Используем сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка в подготовке и проведении праздников, конкурсов, выставок.
   Развитие творческого потенциала ребенка невозможно без связи с другими общественными организациями и коллективами: это школы нашего города, библиотеки, музеи, картинная галерея, Областной центр технического творчества учащихся, Дом Дружбы, ОНИКС, Сибэкспоцентр, Областной центр народного творчества и досуга.
   Два года кружковцы активно занимаются научно-исследовательской работой и на Региональных соревнованиях «Шаг в будущее» в г. Шелехово в 2004-2005 гг. завоевали два первых, второе место и поощрительный диплом.
   Результаты творческой деятельности с 2000-го по 2005 год - это 44 городских, областных, Всероссийских выставки и конкурса. В фондах кружка около 300 работ в различной тематике: декоративные композиции, инкрустация шкатулок, матрешек, персонажи животного мира, сказочные сюжеты, плетеные композиции.
   Показателями в работе являются: стабильность детского коллектива, высокие результаты творческого труда, получение детьми профориентационной подготовки.
   Может быть, в дальнейшем, лишь немногие посвятят свою жизнь этому увлекательному искусству, но в каждом из них сохранятся яркие воспоминания, запомнятся на долгие годы уроки упорства и труда, поразительные превращения самого простого материала - соломки, в чудесные вещи, которые они сделали собственными руками.
   В кружке «Работа с соломкой» ребята во многом чувствуют себя первопроходцами, людьми по-настоящему творческого поиска и в плане конкретной работы, и в плане самых широких перспектив: ведь всякое творчество не знает конца. Успех приходит там, где торжествует творчество и увлеченность.

Категория: Методическая кухня | Добавил: admin (14.02.2012)
Просмотров: 2264 | Комментарии: 16 | Теги: ребенок, развитие, творчество | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]