Презентация методического пособия «Диагностика в практике педагога дополнительного образования»
автор: Небогатина Татьяна Ивановна педагог дополнительного образования кружок «Работа с соломкой» МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Диагностика в практике педагога дополнительного образования является средством контроля уровня развития определённых качеств и средством эффективности реализуемой программы. Не все результаты дополнительной образовательной программы декоративно-прикладного искусства можно представить в виде осязаемого результата на выставке, значительная часть достижений остаётся не замеченной. В 1996 году возникла идея разработать дидактические карточки с индивидуальными творческими заданиями, тестами. Используя методики Раченко И.П., Марковой А.К., Зверевой В.И., Шиловой М.И., разработала систему специальных тестов и заданий на воображение, ассоциативное мышление, пространственную ориентацию, глазомер, образную и зрительную память. Это дало возможность выявить индивидуальные способности ребенка, определить уровень его знаний и умений. Данная система нуждалось в совершенствовании. Хотелось найти и отразить в диагностике разумные, взвешенные, оптимальные решения. Опираясь на методики Асеева В.Г., Матвеевой Л.Г., Рогова Е.И., Айзенка Г.Д., Волкова И.П. в 2002 году было разработано методическое пособие «Диагностика в практике педагога дополнительного образования». Предлагаемая диагностика сопровождает программу «Добрым людям на загляденье» (работа с соломкой»), которая знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством, технологией аппликации, инкрустации и плетения. Цель программы – развитие и самореализация индивидуальных творческих способностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства. Методическое пособие включает в себя: • критерии и механизм отслеживания эффективности программы по трем ступеням обучения; • диагностику детей 1,2,3, ступеней; • приложение (тесты, таблицы, схемы). Выявление индивидуальных способностей ребёнка, определение уровня его знаний и умений проводится в конце первой учебной четверти (входная или первичная диагностика) и в конце учебного года (итоговая или вторичная диагностика). Опираясь на задачи образовательной программы по годам обучения, ставится цель: выявить уровень развития. Описывается подробно подготовка и проведение исследования и обработка данных. В приложении помещены таблицы, тесты, рисунки, включенные в диагностику. Форма, методика оценивания параметров разработаны по годам обучения и представлены в виде таблицы. «Критерии и механизм отслеживания эффективности программы». Критерии эффективности данной программы следующие: 1. Освоение программного материала. 2. Развитие познавательных процессов. 3. Творческие достижения. На протяжении трёх ступеней обучения критерии эффективности остаются неизменными, усложняется или изменяется уровень развития. Результаты диагностирования заносятся в отдельные тетради. Разработаны диагностические карты интеллектуально-творческого потенциала ребенка по трем образовательным уровням. Они позволяют проследить рост способностей ребенка, определить правильность выбранных форм, методов и приёмов труда, увидеть неиспользованные возможности, перспективы развития. Преимущество данного методического пособия в том, что оно компактное, в нем собрано то, что содержит образовательная программа объединения. Так же можно использовать весь блок заданий одновременно, или назначать ребенку индивидуально любое задание из блока. Представленное пособие включает в себя практический и наглядный материал, выстроенный по временному и возрастному принципу. Пособие является обобщённым результатом практического использования диагностики в кружке «Работа с соломкой» и целенаправленной организацией социокультурной среды развития личности ребенка средствами диагностики.
|